В соответствии с приказом УО учреждение является:
муниципальной инновационной площадкой по направлению: «Обучение смысловому чтению как условие реализации ФГОС второго поколения»;
На базе школы работает муниципальная группа реализации проектов «Методы и приёмы смыслового чтения в начальной школе».
В связи с введением нового образовательного стандарта стали актуальны вопросы, касающиеся достижения такого метапредметного результата, как смысловое чтение.
Смысловое чтение – важнейший метапредметный навык, важнейшая составляющая реализации ФГОС. Актуальность данного направления деятельности школы в условиях ФГОС несомненна, поэтому школа уделяет особое внимание изучению данной темы.
Школа имеет статус муниципальной инновационной площадкой по теме «Обучение смысловому чтению как условие реализации ФГОС второго поколения»
Целью является – создание условий способствующих эффективному овладению обучающимися навыками смыслового чтения и включает многие направления.
- организационные мероприятия
- повышение квалификации кадров
- методическая работа
- формы организации деятельности обучающихся
- создание информационной среды
- образовательные технологии
- организация взаимодействия с учреждениями, обладающими образовательным потенциалом.
Достижение планируемых результатов стандарта требует от учителя формирования новых профессиональных компетенции, касающихся различных видов и типов чтения.
Педагоги должны овладеть стратегиями обучения смысловому чтению, а затем включить в образовательный процесс различные приёмы в соответствии с коммуникативно познавательной задачей.
Система подготовки кадров нашей школы включает программы повышения квалификации, но на данном этапе это в основном ППК для педагогов начальных классов, поэтому большой упор был сделан на внутришкольную систему подготовки кадров, самообразование. Заседания методических объединений учителей и педагогов дополнительного образования по проблемам обучения смысловому чтению.
Работу по формированию умений смыслового чтения осуществляют все учителя в рамках преподаваемого предмета, включив в систему своей работы на уроке задания, ориентированные на обучение школьников различным стратегиям чтения, поиску и анализу информации, полученной из различных источников на «языках» своих областей знания. Неоспоримым преимуществом учителя в этой работе является регулярность учебных занятий, владение широким спектром современных форм, методов и технологий обучения.
Эффективным было взаимодействие ЦМО учителей основной школы с ЦМО учителями начальных классов. Учителя основной школы познакомились с приемами работы с текстом, которыми овладевают ученики на начальном этапе образования, с результатами диагностических процедур, обсудили возникающие проблемы. Учителя начальной школы увидели перспективу развития этих умений в основной школе. Такая совместная работа позволяет выстроить целостную картину формирования и развития умений смыслового чтения в рамках учебной деятельности, обеспечить преемственность используемых в практике стратегий чтения.
Опыт работы учителей начальных классов был представлен творческой группой по реализации проектов на районной методической конференции «Методы и приёмы смыслового чтения в начальной школе», («Работа в условиях введения ФГОС НОО. Отчёты групп реализации проектов»).
В рамках регионального семинара Смысловое чтение в освоении предметных областей» учителями начальных классов были проведены уроки:
- математика «Задачи на движение. Вычисление скорости», 4 класс;
- окружающий мир «Бактерии мельчайшие живые организмы», 3 класс.
Промежуточным итогом работы по данному направлению стал районный Методический совет практической направленности «Смысловое чтение как условие реализации ФГОС второго поколения», совместно с совещанием директоров ОУ района на котором был представлен практический опыт всех учителей начальной и основной и средней школы по обучению смысловому чтению.
Педагоги школы апробировали на практике различные стратегии смыслового чтения, выделили наиболее эффективные и познакомили с ними коллег. Наработки учителей собраны в единую базу практического опыта и представлен в электронном сборнике, которым могут пользоваться все педагоги школы. Опыт, полученный в этих мероприятиях, оказывается полезным при выполнении итоговых комплексных работ.
Мастер классы
- «Работа с текстом на уроке русского языка «С именем Пушкина» 8 класс.
- «Работа с различными видами текстов на уроках истории. Тема «Афинская демократия».5 класс
- «Формирование навыков смыслового чтения на уроке математики при решении задач на проценты». 6 класс
- «Образы героев рассказа И. Тургенева «Муму» 6 класс.
- «Классификация математических задач по способам решения». 8 класс
- «Решение качественных и графических задач. Тема «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» 7 класс.
- «Интонация в музыке и речи». 1 класс
И ещё одно из направлений деятельности в формировании смыслового чтения является создание информационно-образовательной среды.
На реализацию формирования и развития смыслового чтения через создание образовательной среды работает:
- выбор учебников, в которых авторы делают акцент на формирование умений работать с текстом;
- использование современных технологий обучения продуктивному чтению;
- использование стратегий работы с информацией;
- включение в урок различных по форме и содержанию текстов;
- организация деятельность по воспитанию читателя;
- акцент на грамотную работу с источниками информации при организации проектной деятельности.
Школа стала победителем конкурсного отбора по направлению «Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек», получившие грант на создание ресурсных центров региональной сети школьных информационно-библиотечных центров.
Участие в этом проекте позволяет значительно расширить информационное поле участников образовательного процесса.
Следующий наш шаг в направлении обучения – это организация заседаний цикловых методических объединений в деятельностной форме (мастер-классы, практикумы) с использованием стратегий и приемов для формирования смыслового чтения.
***
Тема проекта: «Формование навыка критического мышления у школьников как одна из стратегических целей современной системы образования».
Актуальность проблемы:
К 2020 году критическое мышление и креативность войдут в топ-3 самых востребованных навыков.
Важно не то, что вы умеете делать, а как вы это делаете и насколько готовы изменяться, учиться и осваивать новые области применения своих умений и знаний.
Так называемые softskills (гибкие непредметные навыки): критическое мышление, креативность, кооперация, коммуникация становятся наиболее актуальными в современной системе образования.
Развитие softskills является краеугольным камнем современных образовательных систем, таких как система преподавания надпредметных навыков XXI века. Именно на неё сегодня происходит переориентация образования в России.
Решением этой проблемы как раз и должна заняться современная школа, и в этом ей помогают образовательные программы по развитию у детей навыков XXI века. Это направление отражено в ФГОС (личностные результаты – метапредметные результаты (УУД) – предметные результаты). Как отмечают иностранные и отечественные эксперты, изменение модели образования не означает разрушения прошлой системы. Это её эволюция — в школе остаётся большинство прежних дисциплин, но меняются педагогические акценты. В первую очередь от учеников требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.
Как мы понимаем, технология критического мышления в данном случае выступает ведущей технологией для современной системы образования.
Стратегическая цель проекта - создание оптимальных организационно-педагогических условий для формирования «гибких навыков» (системы 4К) как стратегической цели современной системы образования для обеспечения качественного образования.
Конкретная цель проекта: создать модель организации работы по формированию навыка критического мышления у школьников.
Задачи проекта
- Обеспечить нормативно-правовую, учебно-методическую, технологическую базу для работы по данному направлению.
- Подготовить педагогические кадры для работы в новых условиях (педагогические компетенции и высокий уровень мотивации).
- Создать систему информационной поддержки, способствующую обеспечению мотивации у субъектов образовательного процесса
- Обеспечить применение технологии критического мышления в урочной и внеурочной деятельности.
- Создать модель выявления (отслеживания) сформированности навыков критического мышления у школьников (хотя здесь возникает проблема: их сложно отследить, проверить, наглядно продемонстрировать)
- Обеспечить достаточный материально-технический уровень для реализации проекта.
Этапы реализации проекта
I Организационный этап
- познакомиться с понятиями «технология развития критического мышления», «критическое мышление» и принять участие в их обсуждении на педагогическом совете;
- изучить цели и задачи, основные характеристики, особенности технологии развития критического мышления.
II Этап реализации технологии.
- овладение технологией критического мышления субъектами образовательного процесса;
- активное применение в урочной и внеурочной деятельности;
- ведение мониторинга по сформированности навыков критического мышления у школьников.
- распространение положительного педагогического опыта.
III Этап контроля и анализа.
Ожидаемые результаты проекта
- Подготовлены педагогические кадры для работы в новых условиях (сформированные компетенции педагогов по применению технологии критического мышления в образовательном процессе и высокий уровень мотивации).
- Созданы условия для формирования надпредметных навыков у школьников (формирование критического мышления).
- Обеспечена учебно-методическая, технологическая база для работы в данном направлении.
- Распространён положительный педагогический опыт
Отсроченными показателями эффективности могут быть
- Повышение качества образования школьников.
- Профессиональная, социальная, личностная успешность ребёнка.