муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №2 им. В. И. Ленина г. Данилова Ярославской области

В соответствии с приказом УО учреждение является:

муниципальной инновационной площадкой по направлению: «Обучение смысловому чтению как условие реализации ФГОС второго поколения»;

На базе школы работает муниципальная группа реализации проектов «Методы и приёмы смыслового чтения в начальной школе».

 

В связи с введением нового образовательного стандарта стали актуальны вопросы, касающиеся достижения такого метапредметного результата, как смысловое чтение.

 

Смысловое чтение – важнейший метапредметный навык, важнейшая составляющая реализации ФГОС. Актуальность данного направления деятельности школы в условиях ФГОС несомненна, поэтому школа уделяет особое внимание  изучению данной темы.

Школа имеет статус муниципальной инновационной площадкой по теме «Обучение смысловому чтению как условие реализации ФГОС второго поколения»

 

Целью является  – создание условий способствующих эффективному овладению обучающимися навыками смыслового чтения  и включает многие направления.

 - организационные  мероприятия

- повышение квалификации  кадров

- методическая работа

- формы организации деятельности обучающихся

- создание информационной среды

- образовательные технологии

- организация взаимодействия с учреждениями, обладающими образовательным потенциалом.

 

Достижение планируемых результатов стандарта требует от учителя формирования новых профессиональных компетенции, касающихся различных видов  и типов чтения.

Педагоги должны овладеть стратегиями обучения смысловому чтению, а затем включить в образовательный процесс различные приёмы в соответствии с коммуникативно познавательной задачей.

Система подготовки кадров нашей школы включает программы повышения квалификации, но на данном этапе это в основном ППК для педагогов начальных классов, поэтому большой упор был сделан на внутришкольную систему подготовки кадров, самообразование. Заседания методических объединений учителей  и педагогов дополнительного образования  по проблемам обучения смысловому чтению.

 

Работу по формированию умений смыслового чтения осуществляют все учителя в рамках преподаваемого предмета, включив в систему своей работы на уроке задания, ориентированные на обучение школьников различным стратегиям чтения, поиску и анализу информации, полученной из различных источников на «языках» своих областей знания. Неоспоримым преимуществом учителя в этой работе является регулярность учебных занятий, владение широким спектром современных форм, методов и технологий обучения.

Эффективным было взаимодействие ЦМО учителей основной школы с ЦМО учителями начальных классов. Учителя основной школы познакомились с приемами работы с текстом, которыми овладевают ученики на начальном этапе образования, с результатами диагностических процедур, обсудили возникающие проблемы. Учителя начальной школы увидели перспективу развития этих умений в основной школе. Такая совместная работа позволяет выстроить целостную картину формирования и развития умений смыслового чтения в рамках учебной деятельности, обеспечить преемственность используемых в практике стратегий чтения.

Опыт работы учителей начальных классов был представлен творческой группой по реализации проектов на районной методической конференции «Методы и приёмы смыслового чтения в начальной школе», («Работа в условиях введения ФГОС НОО. Отчёты групп реализации проектов»).

В рамках регионального семинара  Смысловое чтение в освоении предметных областей» учителями начальных классов  были проведены уроки: 

- математика  «Задачи на движение. Вычисление скорости», 4 класс; 

- окружающий мир «Бактерии мельчайшие живые организмы»,  3 класс.

 

Промежуточным итогом работы по данному направлению стал районный  Методический совет  практической направленности «Смысловое чтение как условие реализации ФГОС второго поколения», совместно с совещанием директоров ОУ района   на котором был представлен практический опыт всех учителей начальной и основной и средней школы по обучению смысловому чтению.

Педагоги школы апробировали на практике различные стратегии смыслового чтения, выделили наиболее эффективные и познакомили с ними коллег. Наработки учителей собраны в единую базу практического опыта и представлен в электронном сборнике, которым могут пользоваться все педагоги школы. Опыт, полученный в этих мероприятиях, оказывается полезным при выполнении итоговых комплексных работ.

Мастер классы

-  «Работа с текстом на уроке русского языка «С именем Пушкина» 8 класс.

-  «Работа с различными видами текстов на уроках истории. Тема «Афинская демократия».5 класс

-  «Формирование навыков смыслового чтения на уроке математики при решении задач на проценты». 6 класс

-  «Образы героев рассказа И. Тургенева «Муму» 6 класс.

-  «Классификация математических задач по способам решения». 8 класс

- «Решение качественных и графических задач. Тема «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» 7 класс.

- «Интонация в музыке и речи». 1 класс

И ещё одно из направлений деятельности в формировании смыслового чтения является создание информационно-образовательной среды.

На реализацию формирования и развития смыслового чтения через создание образовательной среды работает:

- выбор учебников, в которых авторы делают акцент на формирование умений работать с текстом;

- использование современных технологий обучения продуктивному чтению;

- использование стратегий работы с информацией;

- включение в урок различных по форме и содержанию текстов;

- организация деятельность по воспитанию читателя;

- акцент на грамотную работу с источниками информации при организации проектной деятельности.

Школа  стала победителем конкурсного отбора по направлению  «Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек», получившие грант на создание ресурсных центров региональной сети школьных информационно-библиотечных центров.

Участие в этом проекте позволяет значительно расширить информационное поле участников образовательного процесса.

 

Следующий наш  шаг в направлении обучения – это организация заседаний цикловых методических объединений в деятельностной форме (мастер-классы, практикумы) с использованием стратегий и приемов для формирования смыслового чтения.

***

Тема проекта:  «Формование навыка критического мышления у школьников как одна из стратегических целей современной системы образования».

Актуальность проблемы:

К 2020 году критическое мышление и креативность войдут в топ-3 самых востребованных навыков.

Важно не то, что вы умеете делать, а как вы это делаете и насколько готовы изменяться, учиться и осваивать новые области применения своих умений и знаний.

Так называемые softskills (гибкие непредметные навыки): критическое мышление, креативность, кооперация, коммуникация  становятся наиболее актуальными в современной системе образования.

Развитие softskills является краеугольным камнем современных образовательных систем, таких как система преподавания надпредметных навыков XXI века. Именно на неё сегодня происходит переориентация образования в России.

Решением этой проблемы как раз и должна заняться современная школа, и в этом ей помогают образовательные программы по развитию у детей навыков XXI века. Это направление отражено в ФГОС (личностные результаты – метапредметные результаты (УУД) – предметные результаты). Как отмечают  иностранные и отечественные эксперты, изменение модели образования не означает разрушения прошлой системы. Это её эволюция — в школе остаётся большинство прежних дисциплин, но меняются педагогические акценты. В первую очередь от учеников требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.

Как мы понимаем, технология критического мышления в данном случае выступает ведущей технологией для современной системы образования.

Стратегическая цель проекта   - создание оптимальных организационно-педагогических условий для формирования «гибких навыков» (системы 4К) как стратегической цели современной системы образования  для обеспечения качественного образования.

 

Конкретная цель проекта:  создать модель организации работы по формированию навыка критического мышления у школьников.

Задачи проекта

  1. Обеспечить нормативно-правовую, учебно-методическую, технологическую базу для работы по данному направлению.
  2. Подготовить педагогические кадры для работы в новых условиях (педагогические компетенции и высокий уровень мотивации).
  3. Создать систему информационной  поддержки, способствующую обеспечению мотивации у субъектов образовательного процесса
  4. Обеспечить применение технологии критического мышления в урочной и внеурочной деятельности.
  5. Создать модель выявления (отслеживания)  сформированности навыков критического мышления у школьников (хотя здесь возникает проблема: их сложно отследить, проверить, наглядно продемонстрировать)
  6. Обеспечить достаточный материально-технический  уровень для реализации проекта.

Этапы реализации проекта

I Организационный этап

- познакомиться с понятиями «технология развития критического мышления», «критическое мышление» и принять участие в их обсуждении на педагогическом совете;

- изучить цели и задачи, основные характеристики, особенности технологии развития критического мышления.

II Этап реализации технологии.
- овладение технологией критического мышления субъектами образовательного процесса;

- активное применение в урочной  и внеурочной деятельности;

- ведение мониторинга по сформированности навыков критического мышления у школьников.

- распространение положительного педагогического опыта.

III Этап контроля и анализа.

Ожидаемые результаты проекта

 

  1. Подготовлены педагогические кадры для работы в новых условиях (сформированные компетенции педагогов по применению технологии критического мышления в образовательном процессе и высокий уровень мотивации).
  2. Созданы условия для формирования  надпредметных  навыков у школьников (формирование критического мышления).
  3. Обеспечена учебно-методическая, технологическая база для работы в данном направлении.
  4. Распространён положительный педагогический опыт

Отсроченными показателями эффективности могут быть

  1. Повышение качества образования школьников.
  2. Профессиональная, социальная, личностная успешность ребёнка.