муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №2 им. В. И. Ленина г. Данилова Ярославской области

В соответствии с приказом УО учреждение является:

муниципальной инновационной площадкой по направлению: «Обучение смысловому чтению как условие реализации ФГОС второго поколения»;

На базе школы работает муниципальная группа реализации проектов «Методы и приёмы смыслового чтения в начальной школе».

 

В связи с введением нового образовательного стандарта стали актуальны вопросы, касающиеся достижения такого метапредметного результата, как смысловое чтение.

 

Смысловое чтение – важнейший метапредметный навык, важнейшая составляющая реализации ФГОС. Актуальность данного направления деятельности школы в условиях ФГОС несомненна, поэтому школа уделяет особое внимание  изучению данной темы.

Школа имеет статус муниципальной инновационной площадкой по теме «Обучение смысловому чтению как условие реализации ФГОС второго поколения»

 

Целью является  – Создание условий способствующих эффективному овладению обучающимися навыками смыслового чтения  и включает многие направления.

 - организационные  мероприятия

- повышение квалификации  кадров

- методическая работа

- формы организации деятельности обучающихся

- создание информационной среды

- образовательные технологии

- организация взаимодействия с учреждениями, обладающими образовательным потенциалом.

 

Достижение планируемых результатов стандарта требует от учителя формирования новых профессиональных компетенции, касающихся различных видов  и типов чтения.

Педагоги должны овладеть стратегиями обучения смысловому чтению, а затем включить в образовательный процесс различные приёмы в соответствии с коммуникативно познавательной задачей.

Система подготовки кадров нашей школы включает программы повышения квалификации, но на данном этапе это в основном ППК для педагогов начальных классов, поэтому большой упор был сделан на внутришкольную систему подготовки кадров, самообразование. Заседания методических объединений учителей  и педагогов дополнительного образования  по проблемам обучения смысловому чтению.

 

Работу по формированию умений смыслового чтения осуществляют все учителя в рамках преподаваемого предмета, включив в систему своей работы на уроке задания, ориентированные на обучение школьников различным стратегиям чтения, поиску и анализу информации, полученной из различных источников на «языках» своих областей знания. Неоспоримым преимуществом учителя в этой работе является регулярность учебных занятий, владение широким спектром современных форм, методов и технологий обучения.

Эффективным было взаимодействие ЦМО учителей основной школы с ЦМО учителями начальных классов. Учителя основной школы познакомились с приемами работы с текстом, которыми овладевают ученики на начальном этапе образования, с результатами диагностических процедур, обсудили возникающие проблемы. Учителя начальной школы увидели перспективу развития этих умений в основной школе. Такая совместная работа позволяет выстроить целостную картину формирования и развития умений смыслового чтения в рамках учебной деятельности, обеспечить преемственность используемых в практике стратегий чтения.

Опыт работы учителей начальных классов был представлен творческой группой по реализации проектов на районной методической конференции «Методы и приёмы смыслового чтения в начальной школе», («Работа в условиях введения ФГОС НОО. Отчёты групп реализации проектов»).

В рамках регионального семинара  Смысловое чтение в освоении предметных областей» учителями начальных классов  были проведены уроки: 

- математика  «Задачи на движение. Вычисление скорости», 4 класс; 

- окружающий мир «Бактерии мельчайшие живые организмы»,  3 класс.

 

Промежуточным итогом работы по данному направлению стал районный  Методический совет  практической направленности «Смысловое чтение как условие реализации ФГОС второго поколения», совместно с совещанием директоров ОУ района   на котором был представлен практический опыт всех учителей начальной и основной и средней школы по обучению смысловому чтению.

Педагоги школы апробировали на практике различные стратегии смыслового чтения, выделили наиболее эффективные и познакомили с ними коллег. Наработки учителей собраны в единую базу практического опыта и представлен в электронном сборнике, которым могут пользоваться все педагоги школы. Опыт, полученный в этих мероприятиях, оказывается полезным при выполнении итоговых комплексных работ.

Мастер классы

-  «Работа с текстом на уроке русского языка «С именем Пушкина» 8 класс.

-  «Работа с различными видами текстов на уроках истории. Тема «Афинская демократия».5 класс

-  «Формирование навыков смыслового чтения на уроке математики при решении задач на проценты». 6 класс

-  «Образы героев рассказа И. Тургенева «Муму» 6 класс.

-  «Классификация математических задач по способам решения». 8 класс

- «Решение качественных и графических задач. Тема «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» 7 класс.

- «Интонация в музыке и речи». 1 класс

И ещё одно из направлений деятельности в формировании смыслового чтения является создание информационно-образовательной среды.

На реализацию формирования и развития смыслового чтения через создание образовательной среды работает:

- выбор учебников, в которых авторы делают акцент на формирование умений работать с текстом;

- использование современных технологий обучения продуктивному чтению;

- использование стратегий работы с информацией;

- включение в урок различных по форме и содержанию текстов;

- организация деятельность по воспитанию читателя;

- акцент на грамотную работу с источниками информации при организации проектной деятельности.

Школа  стала победителем конкурсного отбора по направлению  «Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек», получившие грант на создание ресурсных центров региональной сети школьных информационно-библиотечных центров.

Участие в этом проекте позволяет значительно расширить информационное поле участников образовательного процесса.

 

Следующий наш  шаг в направлении обучения – это организация заседаний цикловых методических объединений в деятельностной форме (мастер-классы, практикумы) с использованием стратегий и приемов для формирования смыслового чтения.