муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №2 им. В. И. Ленина г. Данилова Ярославской области

Сегодня дети подвергаются опасности приобщиться к употреблению наркотиков с подросткового возраста. Наркотики употребляют независимо от пола. По результатам статистического исследования, проводимого сотрудниками областной клинической наркологической больницы (ЯОКНБ), к 16 годам 89% школьников знают вкус алкоголя, а 5 % хотя бы однократно пробовали наркотическое вещество. Первые пробы наркотика обычно происходят в 13-16 лет. Даже однократное употребление может привести к зависимости от наркотиков!

Каких качеств общество вправе ожидать от учителя, и какие требования предъявлять к нему в плане предупреждения наркомании?

Прежде всего, это понимание им наркомании как тяжелого психосоматического заболевания, которое легко становится массовым вследствие его «заразности». Наркомания, как и алкоголизм, имеет коллективный характер, передаваясь, подобно эпидемии, от человека к человеку. Наркопотребитель за свою недолгую жизнь наркомана (до 10 лет) приобщает к наркотикам от 10 до 25 человек.

Следующий фактор отношения учителя к наркомании — понимание им того факта, что наркомания — явление преимущественно молодежное. Начало потребления наркотических веществ приходится на подростковый, а иногда даже на младший школьный возраст. Следовательно, приобщение к употреблению  наркотиков  происходит в тот самый период жизни, когда ребенок находится в пределах компетенции учителя и родителей.

По существу, воздействие на наркоманию как общественное явление наиболее экономичным для общества и наиболее эффективным может быть именно через учителя и родителей.

Учитель должен обладать антинаркотической настороженностью, т. е. он должен уметь оценивать те или иные моменты поведения учащегося с точки зрения возможного приобщения к наркотикам. Он должен четко улавливать любые признаки необычности в поведении, настроении, манерах учащихся, темах случайно услышанных разговоров, во внешнем виде. Это может быть и чрезмерная оживленность (время от времени), и периоды пониженного настроения, пассивности, отключенности от происходящего на уроке. Сюда же относится и способность обратить внимание на изменения характера направленности интересов и круга общения подростков. Настораживать должны и факты, когда к кому-либо из учащихся в школу начинают приходить посторонние люди. Каждый  из таких моментов требует пояснения.

Антинаркотическая настороженность учащихся и текущий антинаркотический контроль со стороны учителя должны подкрепляться антинаркотической ответственностью — небезразличием. Все отмеченное следует уметь своевременно распознать не только у учащихся своего класса, но и у любого из учеников школы в различных ситуациях.

Важно обращать внимание на изменения, которые, возможно, происходят в классе после прихода в него нового ученика. Если что-то изменилось, следует обязательно выяснить: что именно? Иногда он может оказаться наркопотребителем и начать вовлечение в потребление наркотиков многих из числа своих одноклассников. Таких случаев немало. Заслуживает внимания и появление в классе каких-либо новых группировок, когда учащиеся на переменах с какого-то периода начали держаться группой в стороне от прочих и постоянно что-то обсуждать.

Наркомания отличается от других заболеваний тем, что при ней нет процессов, которые вели бы к выздоровлению. Напротив, в ходе ее все более закрепляются механизмы, способствующие ее дальнейшему развитию. Формирование этого заболевания происходит буквально у всех на глазах и по существу имеет общественный характер не только в силу его социальной значимости и опасности, но и потому, что наркотическое заражение происходит почти всегда в процессе общения. По сути дела, наркомания весьма успешно эксплуатирует эту сторону человеческой деятельности, подчиняя ее своей природе.

Зная начальные признаки приобщения к употреблению наркотиков, их можно выявить, наблюдая за поведением того или иного человека в различных ситуациях. К их числу относятся:

• оживление при упоминании о наркотических веществах;

•  одобрительные рассказы о наркотиках и потребляющих их людях;

•  демонстрация своей информированности о «преимуществах» одного из них над другими;

•  утверждения о «модности» и «современности» потребления того или иного вещества с целью изменения настроения;

•  некие жаргонные выражения.

При общении с учащимися необходимо оценивать степень их информированности в отношении губительности потребления наркотических веществ, правильности понимания ими наркомании как тяжелого заболевания. Необходимо оценивать также, не подвергаются ли учащиеся давлению с чьей-либо стороны в пользу потребления наркотиков. Необходимо обращать особое внимание на возможных неформальных лидеров класса, вести с ними отдельную работу. Следует также находить учащихся с твердыми установками на здоровый образ жизни и всячески поддерживать их авторитет.

Учитель должен быть готов к анализу любого факта, любой ситуации, которую могут вынести на рассмотрение сами учащиеся. Ведь обсуждение между ними той или иной наркотической или антинаркотической информации нередко сопровождается спорами и выяснением различных, даже мелких, деталей вопроса. Учитель должен быть способен к педагогически верному разъяснению любого вопроса из этого круга. Антинаркотическая информация может быть дана учащимся во время занятий со всем классом в специально отведенное время или же в личной беседе. Это может быть краткая информация на уроке в связи с обсуждением какого-либо другого вопроса. Это может быть доверительная беседа с 1—2 учениками, рассчитанная только на них или же, напротив, на то, что они передадут ее содержание другим, поделятся полученной информацией с товарищами.

Полезно предлагать учащимся для анализа проблемные ситуации, акцентируя в них неуклонную последовательность событий, ведущих от первой пробы наркотического вещества к полному наркотическому рабству. И при этом очень важно постоянно помнить и сознавать: самого по себе знания опасности наркотических веществ недостаточно для того, чтобы предотвратить начало их потребления, и поэтому необходимо учить учащихся не проявлять уступчивости в ситуациях, когда на них оказывается наркотическое давление. Учащийся должен уметь реализовать и отстаивать свои антинаркотические взгляды в любых условиях, никогда не поддаваясь предложениям, которые в иных случаях срабатывают   в пользу приобщения к наркотикам.

Квалифицированную, бесплатную помощь врачей-наркологов, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе можно получить по адресам:

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ярославской области

150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 79; телефон: (4852)- 21-22-43; 72-20-20 (круглосуточно).

Ярославская областная клиническая наркологическая больница

г. Ярославль, ул. Кудрявцева, 10,

(4852)-72-14-22

Городской центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников

150014, г. Ярославль,

ул. Б. Октябрьская, д. 122, тел.:  (4852) 21-71-93

ППМС «Доверие» Дзержинского района

150044, г. Ярославль, ул. Пионерская, д. 19,  

тел.:  (4852) 55-66-91

Центр диагностики и консультирования «Доверие»

152020, г. Переславль-Залесский,

ул. Свободы, д.40,  тел.:   (48535)  3-20-12

МОУ центр психолого-медико-социального сопровождения   детей

152155, г. Ростов, ул. Фрунзе, д. 22-а,  

тел.:  (48536)  6-25-61

Городской центр психолого-медико-социального сопровождения и диагностики школьников «Гармония»

152613, г. Углич, ул. Никонова, д. 17,  

тел.:  (48532) 5-05-11

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям   «Стимул»

152300, г. Тутаев, пр-т. 50-летия Победы, д. 23,

 тел.: (48533)  2-15-60

МОУ центр психолого-медико-социального сопровождения г. Гаврилов-Яма

152240, г. Гаврилов-Ям, ул. Калинина, 4,

тел.:  (48534)  2-16-77

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям 

152850, г. Пошехонье-Володарск,

пл. Свободы, д. 8,  тел.:  (48546)  2-32-09

Даниловский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для несовершеннолетних

152070, Ярославская область, г. Данилов, ул. Набережная, д. 62, тел.: (48538) 5-07-73

Центр психолого-медико-социального сопровождения (приют) г. Ярославля с отделением реабилитации и коррекции для детей с зависимостью от ПАВ и наркотиков

150052, г. Ярославль,  ул. А. Невского, д. 7-а

тел./факс: (4852)55-36-83

ГОУ ЯО «Институт развития образования»

Центр содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса

(4852)21-92-36

ГОУ ДОД ЯО «Центр развития творчества детей и юношества»

 

Информационно-методический центр по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ среди обучающихся учреждений НПО

(4852)-73-26-18

ГОАУ ЯО  «Центр детей и юношества»

Методический отдел

(4852)-55-66-04