Страница обновлена 09.01.2023

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Для подтверждения статуса обучающегося ребенка-инвалида, инвалида при подаче заявления на участие в государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) необходимо предоставить копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2, раздел 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).

Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) присваивает ПМПК. Для подтверждения статуса обучающегося с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА необходимо предоставить копию заключения ПМПК.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определяется не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК. Не каждому ребенку-инвалиду (инвалиду) требуется создание специальных условий для получения им образования. В таком случае он не обучающийся с ОВЗ. Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ.

Для участников экзаменов с ОВЗ, участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития (п. 44 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, п. 53 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования).

ВЫБОР ФОРМЫ

Для обучающихся с ОВЗ, для обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9), государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11) проводится в форме государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ) (п. 6 Порядка проведения ГИА-9; п. 7 Порядка проведения ГИА-11).

По желанию участника, ГИА-9 по отдельным учебным предметам может проводиться в форме ОГЭ (п. 6 Порядка проведения ГИА-9), ГИА-11 – в форме ЕГЭ (п. 9 Порядка проведения ГИА-11). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА (ОГЭ и ГВЭ, ЕГЭ и ГВЭ).

СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СДАВАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ
(ТОЛЬКО ДЛЯ ГИА-9)

Для участников ГИА-9 с ОВЗ, участников ГИА-9 – детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию проводится только по обязательным учебным предметам: русскому языку и математике (п. 7 Порядка проведения ГИА-9). При этом необходимо учитывать, что сокращение количества сдаваемых предметов до трех учебных предметов невозможно.

При выборе формы и количества сдаваемых предметов обучающимся 9 классов необходимо учитывать положения Порядка организации индивидуального отбора при приеме (переводе) в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в Ярославской области (утвержден приказом департамента образования Ярославской области от 06.08.2019
№ 27-нп)
.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА для участников экзаменов с ОВЗ, для участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов

Для участников экзаменов с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) создаются следующие условия проведения экзамена:

1. Проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;

2. Увеличение продолжительности:

- экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение" – на 30 минут);

- итогового собеседования (для обучающихся 9 классов) – на 30 минут;

- итогового сочинения (изложения) (для обучающихся 11 классов) – на 1,5 часа.

3. Организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;

4. Беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

Для участников экзаменов с ОВЗ, для обучающихся на дому, для обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) создаются специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития.

Специальные условия ГИА создаются только в соответствии с заключением ПМПК независимо от статуса участника. В этом случае в заключении ПМПК должны быть указаны конкретные требования к контрольно-измерительным материалам, требования к рабочему месту и техническому обеспечению, необходимость привлечения ассистента и его функции, иные особенности проведения ГИА

В соответствии с рекомендациями ПМПК могут быть созданы следующие СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:

1. Присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные бланки;

2. Использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;

3. Оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);

4. Привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена);

5. Оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников экзамена);

6. Копирование экзаменационных материалов в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена);

7. Выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

8. Предоставление отдельной аудитории, размещение на первой парте и пр.

Медицинские заключения, справки из медицинских учреждений, индивидуальная программа реабилитации и абилитации (далее – ИПРА), рекомендации по организации образовательного процесса НЕ ЯВЛЯЮТСЯ документами, на основании которых производится организация специальных условий государственной итоговой аттестации.

Особенности проведения ГИА для обучающихся с нарушением слуха

При использования слабослышащими участниками слухового аппарата или кохлеарного импланта, в случае, если на экзамене им не требуется создание специальных условий (см. выше), достаточно предоставить в образовательную организацию копию ИПРА ребенка-инвалида (инвалида), выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в которой указано техническое средство реабилитации (слуховой аппарат), либо медицинское заключение сурдолога о состоянии слуховой функции (степени снижения слуха) и необходимости использования при проведении ГИА слухового аппарата или кохлеарного импланта.

ППЭ НА ДОМУ, В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются: заключение ПМПК с рекомендацией организации пункта проведения экзамена на дому/в медицинской организации и заключение медицинской организации (необходимо предоставлять оба документа).

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

В случае необходимости иметь при себе во время экзамена лекарственные препараты (включая глюкометр, тест-полоски, инсулин и пр.) достаточно оригинала медицинской справки, подтверждающей необходимость приема конкретных медицинских препаратов. Справка предъявляется при входе в ППЭ. Заключение ПМПК в данном случае не требуется!

В случае, если участнику по медицинским показаниям запрещается прохождение металлодетектора, необходимо предоставить при входе в ППЭ медицинскую справку.

С перечнем региональных и муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий можно ознакомиться на официальном сайте Федерального ресурсного центра ПМПК