Сегодня дети подвергаются опасности приобщиться к употреблению наркотиков с подросткового возраста. Наркотики употребляют независимо от пола. По результатам статистического исследования, проводимого сотрудниками областной клинической наркологической больницы (ЯОКНБ), к 16 годам 89% школьников знают вкус алкоголя, а 5 % хотя бы однократно пробовали наркотическое вещество. Первые пробы наркотика обычно происходят в 13-16 лет. Даже однократное употребление может привести к зависимости от наркотиков!
Каких качеств общество вправе ожидать от учителя, и какие требования предъявлять к нему в плане предупреждения наркомании?
Прежде всего, это понимание им наркомании как тяжелого психосоматического заболевания, которое легко становится массовым вследствие его «заразности». Наркомания, как и алкоголизм, имеет коллективный характер, передаваясь, подобно эпидемии, от человека к человеку. Наркопотребитель за свою недолгую жизнь наркомана (до 10 лет) приобщает к наркотикам от 10 до 25 человек.
Следующий фактор отношения учителя к наркомании — понимание им того факта, что наркомания — явление преимущественно молодежное. Начало потребления наркотических веществ приходится на подростковый, а иногда даже на младший школьный возраст. Следовательно, приобщение к употреблению наркотиков происходит в тот самый период жизни, когда ребенок находится в пределах компетенции учителя и родителей.
По существу, воздействие на наркоманию как общественное явление наиболее экономичным для общества и наиболее эффективным может быть именно через учителя и родителей.
Учитель должен обладать антинаркотической настороженностью, т. е. он должен уметь оценивать те или иные моменты поведения учащегося с точки зрения возможного приобщения к наркотикам. Он должен четко улавливать любые признаки необычности в поведении, настроении, манерах учащихся, темах случайно услышанных разговоров, во внешнем виде. Это может быть и чрезмерная оживленность (время от времени), и периоды пониженного настроения, пассивности, отключенности от происходящего на уроке. Сюда же относится и способность обратить внимание на изменения характера направленности интересов и круга общения подростков. Настораживать должны и факты, когда к кому-либо из учащихся в школу начинают приходить посторонние люди. Каждый из таких моментов требует пояснения.
Антинаркотическая настороженность учащихся и текущий антинаркотический контроль со стороны учителя должны подкрепляться антинаркотической ответственностью — небезразличием. Все отмеченное следует уметь своевременно распознать не только у учащихся своего класса, но и у любого из учеников школы в различных ситуациях.
Важно обращать внимание на изменения, которые, возможно, происходят в классе после прихода в него нового ученика. Если что-то изменилось, следует обязательно выяснить: что именно? Иногда он может оказаться наркопотребителем и начать вовлечение в потребление наркотиков многих из числа своих одноклассников. Таких случаев немало. Заслуживает внимания и появление в классе каких-либо новых группировок, когда учащиеся на переменах с какого-то периода начали держаться группой в стороне от прочих и постоянно что-то обсуждать.
Наркомания отличается от других заболеваний тем, что при ней нет процессов, которые вели бы к выздоровлению. Напротив, в ходе ее все более закрепляются механизмы, способствующие ее дальнейшему развитию. Формирование этого заболевания происходит буквально у всех на глазах и по существу имеет общественный характер не только в силу его социальной значимости и опасности, но и потому, что наркотическое заражение происходит почти всегда в процессе общения. По сути дела, наркомания весьма успешно эксплуатирует эту сторону человеческой деятельности, подчиняя ее своей природе.
Зная начальные признаки приобщения к употреблению наркотиков, их можно выявить, наблюдая за поведением того или иного человека в различных ситуациях. К их числу относятся:
• оживление при упоминании о наркотических веществах;
• одобрительные рассказы о наркотиках и потребляющих их людях;
• демонстрация своей информированности о «преимуществах» одного из них над другими;
• утверждения о «модности» и «современности» потребления того или иного вещества с целью изменения настроения;
• некие жаргонные выражения.
При общении с учащимися необходимо оценивать степень их информированности в отношении губительности потребления наркотических веществ, правильности понимания ими наркомании как тяжелого заболевания. Необходимо оценивать также, не подвергаются ли учащиеся давлению с чьей-либо стороны в пользу потребления наркотиков. Необходимо обращать особое внимание на возможных неформальных лидеров класса, вести с ними отдельную работу. Следует также находить учащихся с твердыми установками на здоровый образ жизни и всячески поддерживать их авторитет.
Учитель должен быть готов к анализу любого факта, любой ситуации, которую могут вынести на рассмотрение сами учащиеся. Ведь обсуждение между ними той или иной наркотической или антинаркотической информации нередко сопровождается спорами и выяснением различных, даже мелких, деталей вопроса. Учитель должен быть способен к педагогически верному разъяснению любого вопроса из этого круга. Антинаркотическая информация может быть дана учащимся во время занятий со всем классом в специально отведенное время или же в личной беседе. Это может быть краткая информация на уроке в связи с обсуждением какого-либо другого вопроса. Это может быть доверительная беседа с 1—2 учениками, рассчитанная только на них или же, напротив, на то, что они передадут ее содержание другим, поделятся полученной информацией с товарищами.
Полезно предлагать учащимся для анализа проблемные ситуации, акцентируя в них неуклонную последовательность событий, ведущих от первой пробы наркотического вещества к полному наркотическому рабству. И при этом очень важно постоянно помнить и сознавать: самого по себе знания опасности наркотических веществ недостаточно для того, чтобы предотвратить начало их потребления, и поэтому необходимо учить учащихся не проявлять уступчивости в ситуациях, когда на них оказывается наркотическое давление. Учащийся должен уметь реализовать и отстаивать свои антинаркотические взгляды в любых условиях, никогда не поддаваясь предложениям, которые в иных случаях срабатывают в пользу приобщения к наркотикам.
Квалифицированную, бесплатную помощь врачей-наркологов, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе можно получить по адресам:
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ярославской области |
150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 79; телефон: (4852)- 21-22-43; 72-20-20 (круглосуточно). |
Ярославская областная клиническая наркологическая больница |
г. Ярославль, ул. Кудрявцева, 10, (4852)-72-14-22 |
Городской центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников |
150014, г. Ярославль, ул. Б. Октябрьская, д. 122, тел.: (4852) 21-71-93 |
ППМС «Доверие» Дзержинского района |
150044, г. Ярославль, ул. Пионерская, д. 19, тел.: (4852) 55-66-91 |
Центр диагностики и консультирования «Доверие» |
152020, г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.40, тел.: (48535) 3-20-12 |
МОУ центр психолого-медико-социального сопровождения детей |
152155, г. Ростов, ул. Фрунзе, д. 22-а, тел.: (48536) 6-25-61 |
Городской центр психолого-медико-социального сопровождения и диагностики школьников «Гармония» |
152613, г. Углич, ул. Никонова, д. 17, тел.: (48532) 5-05-11 |
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям «Стимул» |
152300, г. Тутаев, пр-т. 50-летия Победы, д. 23, тел.: (48533) 2-15-60 |
МОУ центр психолого-медико-социального сопровождения г. Гаврилов-Яма |
152240, г. Гаврилов-Ям, ул. Калинина, 4, тел.: (48534) 2-16-77 |
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям |
152850, г. Пошехонье-Володарск, пл. Свободы, д. 8, тел.: (48546) 2-32-09 |
Даниловский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для несовершеннолетних |
152070, Ярославская область, г. Данилов, ул. Набережная, д. 62, тел.: (48538) 5-07-73 |
Центр психолого-медико-социального сопровождения (приют) г. Ярославля с отделением реабилитации и коррекции для детей с зависимостью от ПАВ и наркотиков |
150052, г. Ярославль, ул. А. Невского, д. 7-а тел./факс: (4852)55-36-83 |
ГОУ ЯО «Институт развития образования» |
Центр содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса (4852)21-92-36 |
ГОУ ДОД ЯО «Центр развития творчества детей и юношества»
|
Информационно-методический центр по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ среди обучающихся учреждений НПО (4852)-73-26-18 |
ГОАУ ЯО «Центр детей и юношества» |
Методический отдел (4852)-55-66-04 |