Меню сайта

Приказ УО АДМР от 31.08.2022 № 163 "Об организации методической сети в районе"

В 2022/2023 уч.году школа является:

- муниципальной инновационной площадкой по теме "Формирование функциональной грамотности обучающихся через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании";

На базе школы располагается учебно-методический центр по ОБЖ и допризывной подготовке учащихся школ района

 Школа является стажировочной площадкой по направлениям:.

1. «Формирование кадрового управленческого резерва»

2. «Повышение качества управленческой деятельности образовательных организаций».

 Функциональная грамотность – важнейший навык, составляющая реализации новых ФГОС. Актуальность данного направления деятельности школы в условиях ФГОС несомненна, поэтому школа уделяет особое внимание  изучению данной темы и является муниципальной инновационной площадки по теме "Формирование функциональной грамотности обучающихся через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании".

Основные направления формирования функциональной грамотности школьников,  разрабатываемые в рамках проекта:

• Математическая грамотность

• Читательская грамотность

• Естественнонаучная грамотность

• Финансовая грамотность 

• Глобальные компетенции

 • Креативное мышление 

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности школьников.

• Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний,  например, по математике.

• В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, как правило, близкая  понятная учащемуся.

• Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.

 • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.

• Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.

• Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.).

• Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

 В 2022/23 учебном году школа начала реализацию программы  внеурочной деятельности по курсу «Функциональная грамотность» 1-4 , 5-9 классы.

 Отдельными курсами на начальной ступени обучения (2-4 классы) и  старшей ступени обучения (10-11 классы)  введён курс «Финансовая грамотностть».

В 2022/23 учебном году школа принимает участие в региональном проекте «День единого текста».

Технология «День единого текста» – это технология системной работы с текстом на разных уроках в течение одного дня. Ученики рассматривают текст с точки зрения разных учебных предметов. Благодаря этому у школьников создается единый научный взгляд на тот или иной предмет, описанный в тексте.

Актуальность использования технологии «День единого текста» можно объяснить как федеральными государственными образовательными стандартами, которые предписывают формирование и развитие такого метапредметного умения, как смысловое чтение, так и международными исследованиями, в частности PISA и PIRLS, которые проверяют умения находить, интерпретировать и оценивать информацию. Важность применения технологии подтверждается и государственной итоговой аттестацией, успешность которой будет зависеть от того, как ученики поняли задания контрольно-измерительных материалов. Но все вышеперечисленные причины обращения к технологии «День единого текста» ограничиваются только школьными годами, а дальше? Школа закончится, экзамены завершатся, но мир никуда не исчезнет, а значит, понимание закономерностей строения мира, их исследование продолжатся. Как это будет осуществляться? Конечно, с изучения, интерпретации и оценивания информации. Следовательно, ученику еще в школе необходимо овладеть читательской грамотностью, чтобы понимать, как работать с информацией. (Проведение Дня единого текста в школе: сборник методических материалов / под ред. Н. В. Киселёвой. — Электрон. текстовые дан. (3,51 Мb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. — Текст: электронный. — (Эффективная школа).)

Команда учителей школы прошла подготовку по программам повышения квалификации «День единого текста» (заместители директора по УВР, учителя русского языка, математики, физики, биологии, химии).

Педагоги школы посетили презентацию данного мероприятия в Левобережной школе г. Тутаева.

Учителя школы подготовили собственную программу Дня единого текста в 5 классах (по предметам русский язык, математика, биология, физика и диагностическая работа)

 Планируется провести День единого текста во всех классах с 5 по 9 класс.

По итогам работы данного направления состоится Педагогический совет, который подведёт итоги работы по проблеме формирования функциональной грамотности.

Целью реализации данного направления является  – создание условий, способствующих эффективному овладению обучающимися функциональной грамотностью и включает в себя:

 - организационные  мероприятия,

- повышение квалификации  кадров,

- методическую работу,

- формы организации деятельности обучающихся,

- создание информационной среды,

- образовательные технологии,

- организацию взаимодействия с учреждениями, обладающими образовательным потенциалом.

 Ресурсы, используемые школой для работы по формированию

 функциональной грамотности

- Российской электронной школы (РЭШ, https://fg resh edu ru/),

- ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv instrao ru/),

-  электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/func/),

- материалы из пособий «Функциональная грамотность Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение»

План развития функциональной грамотности

***

 

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Школа определяет направления и содержание патриотического воспитания, расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые методы воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся.

Одним из ресурсов патриотического воспитания подрастающего поколения является краеведение. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры человека и всего общества. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. С целью активизации краеведческого движения в школе создается музей «Истоки», где каждому учителю, ученику предоставляется возможность проявить творческую активность, осуществить самостоятельный поиск, сбор материала, увидеть результат собственных усилий в экспозициях, выставках музея.

Говоря об инновационных технологиях в патриотическом воспитании, прежде всего, хочется отметить проектные технологии, реализующиеся через системно-деятельный подход в воспитании, обозначенный во ФГОС второго поколения, который предполагает использовать в образовательном процессе активные формы деятельности обучающихся. Такие формы могут способствовать решению задач, направленных на патриотическое воспитание. 

Один из них – проектная деятельность или метод проектов. Метод проектов – это система учебно-познавательных и воспитательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий обучающихся и обязательной презентацией результатов их работы.

В рамках патриотического воспитания в школе применяются следующие виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект. Такие проекты направлены на социальные интересы общества. Тематика и содержание практико-ориентированных проектов разнообразна. Так в школе реализованы и реализуются такие проекты: «За собою поведём – делом нужным увлечём», «Книга вчера, сегодня, завтра», «Чистота города в наших руках», «Комнатные растения, интерьер классной комнаты», «Решаем проблему мусора вместе», «Подвижные игры наших бабушек», Разработка военно-патриотической игры «Мужество, доблесть и честь». Важно оценить реальность использования проекта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре и содержанию является настоящим научным исследованием. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос и другие. Тематика таких проектов в нашей школе, следующая: «Дети словно переродились… Образ жизни и мировоззрение детей в годы войны», «Здоровое питание – основа процветания», «Вредным привычкам скажем – нет», «Русская изба», «Улица Урицкого», «Социальные сети: влияние на школьников», «Нужна ли повару математика?», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «От лучины до лампочки», «Традиции русского быта», «История тимуровского движения», «Промышленность в городе Данилове в годы Великой Отечественной войны», «Топонимика родного города».

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например: «Из истории школьных вещей», «Мой город» – визитная карточка», «Семья. Семейные традиции», «История пионерской организации», «Выпускники школы физико–математического профиля», «История новогодней игрушки», «Профессии: вчера, сегодня, завтра».

4. Творческий проект, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: «Время и мы», «Что за праздник Новый год?», «Вторая жизнь забытых ремесел», «Кулинарные традиции моей семьи».

В процессе коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:

- воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа и чувство благодарности к мужеству защитников земли русской; – развитие уважения к истории своего Отечества, к людям, вставшим на защиту родного края;

- формирование чувства уважения к другим народам и их традициям.

Социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами учебного заведения. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации. Воспитание и обучение в школе выстраивается так, чтобы человек, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба его родины.

2022/2023 уч.год

В 2022-2023 учебном году в нашей школе продолжается работа «Патриотическое воспитание школьников через проектную деятельность».

Новый виток этой работе дало лицензирование школьного комплексного музея «Истоки». Юные экскурсоводы школы прошли обучение в специализированном летнем лагере, где получили новые знания по работе с экскурсионными материалами.

Для пополнения музейного фонда материалами, создания новых экспозиций активизировалась работа ученических коллективов над проектами.

В этом учебном году учащиеся 1-9 классов работают над такими проектами:

  • «В мире куклы-оберега».
  • «Праздники моей семьи».
  • «Моя большая семья».
  • «Есть такая профессия – Родину защищать!».
  • «Посылка солдату».
  • «Вторая жизнь забытых ремесел» (продолжение).
  • «Польза и вред технического прогресса».
  • «Подвижные игры наших бабушек» (продолжение).
  • «Героями не рождаются, героями становятся».
  • «Железная дорога г. Данилова в годы ВОв».

Индивидуальные проекты 11-классников так же пополнили музейные материалы:

  • «Выпуск 1957 года: дружба со школьного порога».
  • «Легендарные учителя  школы №2: период 50-70гг. 20 века (на переломе эпох)»
  • Разработка экскурсии для школьного музея «Герои СССР – Даниловцы».
  • «Разработка экскурсии для школьного музея «Трудовой подвиг учителей и учеников средней школы №2 в годы ВОв».
  • «Учителя школы – участники ВОв».
  • «Железнодорожный транспорт и Даниловский железнодорожный узел в годы ВОв».