В августе 2016 года наша школа стала победителем конкурсного отбора образовательных организаций Ярославской области на получение гранта по направлению «Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек», реализуемого в рамках федеральной целевой программы развития образования в 2016-2020 гг.
План работы ШИБЦ на 2021 – 2022 учебный год.
Задачи ШИБЦ
1.Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.
2.Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
3.Совершенствование библиотечных технологий и освоение новых.
4. Содействовать усвоению учебных предметов, научить читать, понимать и любить книги через организацию мероприятий.
5.Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, к книге.
Основные функции ШИБЦ
1.Образовательная. Библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные цели школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе.
2.Информационная. Библиотека предоставляет возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
3.Культурная. Библиотека организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействует эмоциональному развитию учащихся.
Общие сведения
Количество учащихся в 2021-2022 учебном году 457, из них читателей 401 (88%). Количество читателей среди учителей – 100%.
Организация библиотечного фонда
Продолжать комплектовать фонд библиотеки научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
- младшего школьного возраста (1-4 кл.)
- среднего школьного возраста (5-7 кл.),
- старшего школьного возраста (8-11 кл.);
- педагогической и методической литературой для педагогических работников;
- периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса;
- учебниками и учебными пособиями.
Работа с библиотечным фондом
Содержание работы | Срок исполнения |
1. Изучение состава фонда и анализ его использования.
2. Комплектование фонда в соответствии с образовательной программой школы. -Формирование заказа на поступление новых учебников и составление списка учебников. - Составление отчета по учебникам (инвентаризация фонда учебников). - Диагностика обеспеченности уч-ся школы учебниками. Учебниками обеспечить всех учащихся. Учебники занести на формуляры учащимся.
3. Оформление подписки на первое и второе полугодия.
4.Прием, доставка, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений книг и учебников: - оформление накладных - запись в книгу суммарного учета - штемпелевание - оформление картотеки - занесение в электронный каталог
5. Учет библиотечного фонда. - Выявление, списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых изданий.
6.Выдача книг, периодических изданий, учебников пользователям библиотеки.
7. Расстановка в фонде книг и учебников. - Оформление фонда (разделители и пр.) - Проверка правильности расстановки фонда.
8. Работа по сохранности фонда: - организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности, - систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий, - организация работы по мелкому ремонту изданий (с привлечением актива), - индивидуальные и по классам беседы по сохранности фонда,
9. Прием и выдача учебников
10. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий |
Сентябрь-октябрь
Сентябрь-ноябрь
Октябрь, апрель
По мере поступления
Октябрь, июнь
Постоянно
Постоянно
Постоянно
Сентябрь, июнь
По мере поступления |
Для обеспечения учета при работе с фондом вести следующую документацию:
– книга суммарного учета фонда библиотеки;
– инвентарные книги;
– папка «Акты на списание литературы»;
– папка «Копии накладных»;
– журнал учета учебников;
– читательские формуляры.
Справочно-библиографическая работа
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
1 |
Подбор документов для педагогов в помощь проведению педсоветов, семинаров и др. методических мероприятий |
По запросам читателей |
2 |
Выполнение библиографических справок |
По запросам читателей |
3 |
Проведение обзоров новинок для педагогов |
По мере поступления |
4 |
Помощь учащимся в подборе материала по теме урока |
По запросам читателей |
5 |
Поддержка общешкольных месячников |
В течение года |
6 |
Конкурс «Читатель года» |
Сентябрь – май |
7 |
Неделя детской книги |
|
Работа с читателями
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Индивидуальная работа |
||
1 |
Перерегистрация и запись новых читателей |
Постоянно |
2 |
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала школы, родителей |
Постоянно |
3 |
Рекомендательные беседы при выдаче книг |
Постоянно |
4 |
Беседы с детьми о прочитанном. |
Постоянно |
5 |
Оказывать реальную помощь в обеспечении необходимой информацией по разовым запросам, при подготовке к ЕГЭ и творческих работ по учебным программам, при обучении на элективных курсах, факультативах, по профильному обучению. |
Постоянно |
6 |
Выставки «Книги юбиляры», «Читаем кино» |
Постоянно |
7 |
Выставка одной книги «Это новинка!» |
По мере поступления |
Работа с учащимися школы |
||
1 |
Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки |
Постоянно |
2 |
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолженников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей. |
Один раз в месяц |
3 |
Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотечно-информационном центре школьной библиотеки, о культуре чтения книг и журнальной периодики |
Постоянно |
4 |
Оформление и периодическое обновление стенда «Знаменательные даты», «Это интересно» |
Постоянно |
5 |
Подготовка рекомендаций для читателей – школьников в соответствии с возрастными категориями |
Постоянно |
Профессиональное развитие библиотекаря |
||
1 |
Самообразование:
|
Постоянно |
2 |
Изучение и использование опыта работы других библиотекарей:
|
Постоянно |
Библиотечные часы – учащимся школы |
||
1 |
Начальное звено Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. |
Сентябрь – май |
Правила и умения обращаться с книгой (1 класс) |
||
Роль и назначение библиотеки. (2 класс) |
||
Структура книги. Кто и как создаёт книги. Газеты и журналы для детей. (2-3 классы) |
||
Выбор книг в библиотеке. (3 класс) |
||
Твои первые энциклопедии, словари, справочники. (4 класс) |
||
История книги. (4 класс) |
||
2 |
Среднее звено и старшее звено |
Сентябрь – май |
Как построена книга. (5 класс) |
||
Искусство книги. (5 класс) |
||
Выбор книг. Справочная литература. Энциклопедии. Словари. Справочники (6 класс) |
||
Понятие «библиография», её назначение. (7 класс) |
||
Справочно-библиографический аппарат библиотеки (7-8 класс) |
||
Художественная литература для старших подростков.(8-9 класс) |
||
Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. (10-11 класс) |
Массовая работа.
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
1 |
Выставки к юбилейным датам отечественных писателей |
В течение года |
2 |
Выставки к юбилейным датам зарубежных писателей |
В течение года |
3 |
Выставка к знаменательным датам - 9 сентября – Международный день памяти жертв фашизма - 5 октября – Международный день учителя - 24 октября – Международный день школьных библиотек - 13 ноября – Всемирный день доброты - 26 ноября – День матери -1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом -12 декабря – День конституции -27 января – Международный день памяти жертв Холокоста -14 февраля – Международный день дарения книги - 23 февраля – День защитника отечества - 8 марта – Международный женский день - 2 апреля – Международный день детской книги - 9 мая – День Победы советского народа в Вов 1941-1945гг. - 15 мая – Международный день семьи - 18 мая –Международный день музеев |
В течение года |
4 |
Выставка новой книги «Это новинка» |
По мере поступления |
В течение учебного года в план могут вноситься изменения и дополнения, в связи с переносом даты, времени или проведением незапланированных ранее мероприятий.
В 2017/18 уч.году команда нашей школы участвовала в сетевом проекте "Замечательные люди рядом":
- оформлена вики-страница команды;
- каждый участник команды (школьник) дал ответ на входной опрос;
- разработана и опубликована кластерная карта "Замечательные люди";
- выставлена информация о даниловском художнике А. Зотикове.
- Более подробно с материалами проекта можно ознакомиться по ссылке http://wiki.iro.yar.ru/index.php/Сетевой_проект_про_замечательных_людей
В октябре 2018г. библиотека принимала участие в Межрегиональной интернет-акции «Читаем с ЛитРес». Организатором акции выступил информационно-библиотечный центр "Костромского областного института развития образования"
Ребятам нужно было подготовить рекламу книги, взятой в электронной библиотеке «ЛитРес». Приняли участие 16 субъектов РФ. Было прислано 116 работ учащихся. Наиболее рекламируемые произведения: «Маленький принц» А. Экзюпери, «Алёнушкины сказки» Д. М.-Сибиряка, «Рассказы для детей» Л.Н. Толстого, «Уличный кот по имени Боб» Джеймса Боуэна.
В нашей школе рекламу книги подготовили ученики 6 «А» класса: Воронина Варвара, Яковлева Дарья, Боровской Михаил. Варя и Даша получили дипломы за подготовку рекламы книги.
С 22 октября 2018 года по 22 апреля 2019 года команда 6 "А" класса "PRO-Читайка" (руководитель: Нечаева И.В.) в составе: Белоусов Андрей, Боровской Михаил, Воронина Варвара, Комягин Даниил, Коста Полина, Яковлева Дарья, участвовали в проекте "Книгочарт – 2019".
Цели проекта:
Познакомиться с современной детской литературой, сформировать рекомендательный список для включения его в программу внеклассного чтения.
Выступить с инициативой публикации этих произведений в «ЛитРес:Школа».
В течение проекта ребята читали книги из предложенного списка. После прочтения голосовали за 10 понравившихся произведений. Выполняли творческие задания: писали отзывы на произведения, которые вошли в «Великолепную 10!»; составляли «Письмо другу» на одну книгу, которую хотели бы посоветовать прочитать; писали продолжение (фанфик) книги, которая заняла первое место; написали коллективное ОБРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В ЛИТРЕС! Акция «Добавьте книгу в электронную библиотеку!».
Все ребята получили Сертификаты участников проекта.
22 апреля 2019г. в ИРО г. Ярославля состоялась конференция по итогам проекта и творческая встреча в формате видеоконференции с писательницей Ниной Дашевской.
В результате работы над проектом был составлен список литературы современных авторов для детей и подростков.