Меню сайта

Горячее питание в школе

Уважаемые родители обучающихся,

относящихся к льготной категории детей, закреплённых

Социальным кодексом Ярославской области!

Для получения бесплатного горячего питания в общеобразовательной школе к заявлению на имя директора школы предоставляется документ, подтверждающий право на получение бесплатного горячего питания.

ВНИМАНИЕ!!!

Для детей из малоимущих семей, в том числе для детей из многодетных семей, имеющих статус малоимущих предоставляется один из следующих документов:

- справка органа социальной защиты населения по месту постоянного или преимущественного проживания родителя (законного представителя) учащегося о признании семьи малоимущей.

- (в случае получения родителем (законным представителем) ребёнка единовременной выплаты к началу учебного года:

или справка структурного подразделения «Клиентская служба» Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат», подтверждающая получение единовременной выплаты к началу учебного года;

или сведения, содержащиеся о гражданине в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о мерах социальной защиты (поддержки) – ЕГИССО, полученные родителем (законным представителем) через личный кабинет гражданина ЕПГУ - «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», подписанные электронной подписью.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ – Забелкина Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов, контактный телефон 8(48538)5-12-66 (канцелярия)

Заведующая производством школьного питания -  Степанова Елена Борисовна.

Контроль за организацией питания осуществляет комиссия Управляющего совета по здоровьесбережению, а также медицинская сестра - Белосветова Надежда Николаевна.

Рациональное питание детей, как и их здоровье, должны быть предметом  внимания родителей и школы. Правильно организованное питание способствует защите организма школьника от неблагоприятных условий окружающей среды и способствовать здоровому психофизическому развитию.

Федеральные документы

Региональные документы 

Школьные документы

Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией горячего питания обучающихся, доступа родителей (законных представителей) обучающихся в помещение для приёма пищи

Положение "Об организации питания"

Положение "Об обеспечении питанием обучающихся с ОВЗ"

Комплексно-целевая программа организации школьного питания "За хороший аппетит, за здоровый крепкий вид"

Приказ и положение "О контроле за организацией горячего питания"

Акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.03.2021

График питания

Примерное двухнедельное меню для учащихся (возрастная группа от 7 до 11 лет)

Примерное двухнедельное меню для учащихся (возрастная группа от 12 до 18 лет)

Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырьё

Телефоны для урегулирования вопросов организации питания

8 (48538) 5-25-79 – Икина Наталья Евгеньевна (директор школы)

8 (48538) 5-19-45 – Головяшкин Владимир Борисович (начальник управления образования администрации Даниловского муниципального района)

8 (4852) 31-43-45 – мнистерство образования Ярославской области

+7 (800) 200-91-85 – телефон горячей линии Минпросвещения России по вопросам организации питания школьников

Рекомендации родителям по организации питания детей в семье

(Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 "Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях"(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 мая 2020 г.)

Роль и значение питания

Рациональное питание обеспечивает хорошее физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость по отношению к инфекционным заболеваниям, улучшает работоспособность и выносливость.

Питание должно покрывать не только затраты, происходящие в процессе жизни, но и обеспечить правильный рост и развитие ребенка.

Всякие нарушения в питании как количественные, так и, особенно, качественные отрицательно влияют на здоровье детей. Особенно вредны для детского организма нарушения в питании в период наиболее интенсивного роста ребенка.

Питание ребенка необходимо построить с учетом того, чтобы он получал с пищей все вещества, которые входят в состав его тканей и органов (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду). Особенно большое значение имеет белок.

Белок является пластическим материалом, входит в состав всех органов и тканей, поддерживает нормальное состояние иммунитета, играет исключительно важную роль в функциональных процессах организма.

Белки содержатся как в животных, так и растительных продуктах (крупе, муке, хлебе, картофеле). Наиболее полноценны белки животного происхождения, содержащиеся в мясе, рыбе, яйце, твороге, молоке, сыре, так как они содержат жизненно необходимые аминокислоты. Недостаток белка в питании ведет к задержке роста и развития ребенка, снижается сопротивляемость к различным внешним воздействиям.

Жиры также входят в состав органов и тканей человека, они необходимы для покрытия энерготрат, участвуют в теплорегуляции, обеспечивают нормальное состояние иммунитета. Наличие жира в рационе делает пищу вкуснее и дает более длительное чувство насыщения.

Наиболее ценны молочные жиры (масло сливочное, жир молока), которые содержат витамины А и Д. В питании детей должно также содержаться и растительное масло – источник биологически важных ненасыщенных жирных кислот. Жир говяжий, особенно бараний, имеют высокую точку плавления, поэтому трудно перевариваются.

Углеводы – главный источник энергии в организме. Они участвуют в обмене веществ, способствуют правильному использованию белка и жира.

Углеводы содержатся в хлебе, крупах, картофеле, овощах, ягодах, фруктах, сахаре, сладостях. Избыток в питании хлеба, мучных и крупяных изделий, сладостей приводит к повышенному содержанию в рационе углеводов, что нарушает правильное соотношение между белками, жирами и углеводами.

Минеральные вещества принимают участие во всех обменных процессах организма (кровотворении, пищеварении и т.д.). Минеральные соли содержатся во всех продуктах (мясе, рыбе, молоке, яйце, картофеле, овощах и др.). Особенно важно обеспечить растущий организм солями кальция и фосфора, которые входят в состав костной ткани. Соли кальция необходимы для работы сердца и мускулатуры. Некоторые фосфорные соединения входят в состав нервной ткани. Основным полноценным источником кальция является молоко. Много кальция в овощах и корнеплодах, но кальций, содержащийся в растительных продуктах, хуже усваивается. Фосфор широко распространен в природе, содержится в муке, крупах, картофеле, яйце, мясе.

Железо входит в состав гемоглобина, способствует переносу кислорода в ткани, оно содержится в говядине, печени, желтке яйца, зелени (шпинат, салат, петрушка и др.), помидорах, ягодах, яблоках.

Соли натрия и калия служат регуляторами воды в тканях. Калий регулирует выделение ее через почки. Калий содержится в картофеле, капусте, моркови, черносливе и др. продуктах.

Некоторые минеральные вещества необходимы организму в очень малых количествах (кобальт, медь, йод, марганец, фтор), их называют микроэлементами. Они также необходимы для правильной жизнедеятельности организма. Медь, кобальт стимулируют кровотворение. Фтор, марганец входят в состав костной ткани, в частности, зубов. Магний имеет большое значение для мышечной системы, особенно мышцы сердца. Йод регулирует функцию щитовидной железы.

Очень большое значение имеет содержание в питании ребенка необходимого количества витаминов. Витамины способствуют правильному росту и развитию ребенка, участвуют во всех обменных процессах и должны входить в рацион в определенных количествах.

Витамин А имеет большое значение для растущего организма. Данный витамин повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, необходим для нормальной функции органов зрения, для роста и размножения клеток организма. При его отсутствии замедляется рост, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость особенно верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А в чистом виде содержится в сливочном масле, сливках, молоке, икре, рыбьем жире, сельди, яичном желтке, печени. Также витамин А может образовываться в организме из провитамина-каротина, который содержится в растительных продуктах (моркови – красной, томате, шпинате, щавеле, зеленом луке, салате, шиповнике, хурме, абрикосах и др.).

Витамин Д участвует в минеральном обмене, способствует правильному отложению солей кальция и фосфора в костях, тесно связан с иммуно-реактивным состоянием организма. Содержится в печени рыб и животных, сельди, желтке яйца, сливочном масле, рыбьем жире.

Витамины группы В. Витамин В1 – тиамин принимает участие в белковом и углеводном обмене. При недостатке его в питании наблюдаются нарушения со стороны нервной системы (повышенная возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость). Витамин В1 содержится в хлебе грубого помола (ржаном, пшеничном), горохе, фасоли, овсяной и гречневой крупах, в мясе, яйце, молоке.

Витамин В2 – рибофлавин связан с белковым и жировым обменом, имеет большое значение для нормальной функции нервной системы, желудочно-кишечного тракта. При недостатке его в рационе нарушается всасывание жировых веществ, возникают кожные заболевания, появляются стоматиты, трещины в углах рта, нарушается деятельность центральной нервной системы (быстрая утомляемость). Витамин В2 содержится в молоке, яйце, печени, мясе, овощах.

Витамин РР – никотиновая кислота участвует в обменных процессах. Данный витамин содержится во многих продуктах, поэтому при разнообразном ассортименте продуктов рацион содержит достаточное количество витамина PP. Основным источником данного витамина являются ржаной и пшеничный хлеб, томат, картофель, морковь, капуста. Также витамин РР содержится в мясе, рыбе, молоке, яйце.

Витамин С – аскорбиновая кислота предохраняет от заболеваний и повышает сопротивляемость детей к инфекционным заболеваниям, участвует во всех обменных процессах. При недостатке витамина С повышается восприимчивость к различным заболеваниям, падает работоспособность. Витамин С широко распространен в природе: содержится в зелени, овощах, ягодах, фруктах. Источником этого витамина является картофель, капуста, но так как витамин С разрушается кислородом воздуха, особенно при нагревании, легко растворяется в воде, то для сохранения витамина С в пище очень большое значение имеет кулинарная обработка.

Вода входит в состав всех органов и тканей человеческого тела. Она составляет главную массу крови, лимфы, пищеварительных соков. Для удовлетворения потребности в воде, в рацион ребенка нужно включать первые блюда, напитки (чай, молоко, кисель, компот, суп и т.п.).

Для правильного использования пищи большое значение имеют ее вкусовые качества, разнообразие меню. Для повышения вкусовых качеств пищи можно в небольших количествах использовать зелень и др. приправы (петрушку, укроп, лук, ревень). Жгучие, острые и пряные приправы раздражают слизистую желудочно-кишечного тракта (перец, горчица, хрен и т.п.), что приводит к развитию заболеваний. Приправы увеличивают аппетит, что затрудняет контроль за пищевым поведением, приводит к избыточному потреблению пищи.

Для того, чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть разнообразной, безопасной, правильно и вкусно приготовленной, – только такую пищу ребенок съедает с удовольствием, т.е. с аппетитом. Аппетит зависит и от режима питания.

Режим питания предусматривает определенные часы приема пищи и интервалы между ними, количественное и качественное распределение ее в течение дня.

Если ребенок приучен есть в определенное время, то к этому времени начинается выделение пищеварительных соков, "рефлекс на время". Поэтому дети должны получать питание в точно установленные часы. При запаздывании с принятием пищи налаженная работа пищеварительных желез расстраивается, выделение пищеварительного сока снижается и постепенно развивается анорексия (понижение аппетита). Наблюдения ученых показали, что при правильно построенном питании пища покидает желудок в среднем через 3,5-4 часа. Следовательно, интервалы между приемами пищи должны соответствовать этому времени.

Здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком дома – завтрак с учетом времени и объема блюд, предлагаемых на завтрак в общеобразовательной организации.

При приготовлении пищи дома рекомендуется:

  • Контролировать потребление жира:

- исключать жареные блюда, приготовление во фритюре;

- не использовать дополнительный жир при приготовлении;

- ограничивать употребление колбасных изделий, мясных копченостей, особенно с видимым жиром – они содержат большое количество животного жира и мало белка;

- использовать в питании нежирные сорта рыбы, снимать шкуру с птицы, применять нежирные сорта мяса, молока и молочных продуктов, при этом предпочтение отдавать продуктам с более низким содержанием жирности.

  • Контролировать потребление сахара:

- основные источники сахара: варенье, шоколад, конфеты, кондитерские изделия, сладкие газированные напитки;

- сладкие блюда, с большим содержанием сахара необходимо принимать ограниченно, в связи с вредным влиянием на обмен веществ, риск возникновения пищевой аллергии и избыточного веса, а также нарушения работы желудочно-кишечного тракта.

  • Контролировать потребление соли:

- норма потребления соли составляет 3-5 г в сутки в готовых блюдах;

- избыточное потребление соли приводит к задержке жидкости в организме, повышению артериального давления, отекам;

- основные правила употребления соли: готовьте без соли, солите готовое блюдо перед употреблением, используйте соль с пониженным содержанием натрия, ограничивайте употребление мясных копченостей.

  • Выбирать правильные способы кулинарной обработки пищи:

- предпочтительно: приготовление на пару, отваривание, запекание, тушение, припускание.

План контроля за организацией питания

Раздел

Мероприятия

Раздел 1.Организация работы с родителями по вопросам горячего питания

1. Систематическое проведение разъяснительной работы среди родителей  по организации горячего питания        

2.Выступление  с докладами, сообщениями «О правильном и здоровом питании» на общешкольных и классных родительских собраниях.    

 3.Проведение анкет, социологических опросов родителей.

 4.Составление рекомендаций, пожеланий по составлению еженедельного  меню.   

5.Мониторинг учёта малообеспеченных семей. Составление списков детей на бесплатное питание.

6.Обсуждение вопросов оказания помощи  в ремонте пищеблока.  

Раздел 2. Организация работы с обучающимися школы по вопросам горячего питания

1.Проведение систематического мониторинга

по охвату обучающихся горячим питанием     

2.Проведение разъяснительной работы среди учащихся о пользе горячего питания, употребления «здоровой, качественной пищи», соблюдения режима питания.           

3.Организация викторин, конкурсов, диспутов, анкетирования среди учащихся  на темы: «Всё о питании».

4.Беседы с привлечением мед. работников о необходимости правильного, сбалансированного питания.  

Раздел 3. Контрольно – инспекционная деятельность

1.Систематический контроль за качеством приготовленной пищи  в школьном пищеблоке.

2.Проверка соответствия приготовленной пище составленному и утвержденному меню.  

3.Состояние санитарно – гигиенических условий.

 4.Проверка сроков и условий хранения продуктов на пищеблоке (чистота помещения, используемой посуды).     

5.Проверка качества ввозимой продукции для приготовления пищи. 

Раздел. 4.  Организация работы с поставщиками продуктов питания

1.Организация сотрудничества с поставщиками продукции (обсуждение меню, качества ввозимой продукции, обсуждение калорийности, стоимости питания).

2.Обсуждение вопросов  по оказанию помощи в ремонте пищеблока.              

Раздел 5. Сотрудничество с администрацией школы, классными руководителями по вопросам организации горячего питания.

1.Участие в проведении педсоветов, совещаний при директоре  по вопросам организации горячего питания в школе.       

2.Взаимодействие с классными руководителями по организации горячего питания.

3.Публикации информации на сайте школы, в средствах массовой информации  по вопросам организации питания.