Меню сайта

В августе 2016 года наша школа стала победителем конкурсного отбора образовательных организаций Ярославской области на получение гранта по направлению «Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек», реализуемого в рамках федеральной целевой программы развития образования  в 2016-2020 гг.

Положение о ШИБЦ

Программа развития ШИБЦ

Правила пользования ШИБЦ

План работы ШИБЦ на 2021 – 2022 учебный год.

Задачи ШИБЦ

1.Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.

2.Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.

3.Совершенствование библиотечных технологий и освоение новых.

4. Содействовать усвоению учебных предметов, научить читать, понимать и любить книги через организацию мероприятий.

5.Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, к книге.

Основные функции ШИБЦ

1.Образовательная. Библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные цели школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе.

2.Информационная. Библиотека предоставляет возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.

3.Культурная. Библиотека организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействует эмоциональному развитию учащихся.

 

Общие сведения

Количество учащихся в 2021-2022  учебном году 457, из них читателей 401 (88%). Количество читателей среди учителей – 100%.

 

Организация библиотечного фонда

Продолжать комплектовать фонд библиотеки научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

  • младшего школьного возраста (1-4 кл.)
  • среднего школьного возраста (5-7 кл.),
  • старшего школьного возраста (8-11 кл.);
  • педагогической и методической литературой для педагогических работников;
  • периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса;
  • учебниками и учебными пособиями.

Работа с библиотечным фондом

Содержание работы Срок исполнения

1. Изучение состава фонда и анализ его использования.

 

 

2. Комплектование фонда в соответствии с образовательной программой школы.

-Формирование заказа на поступление новых учебников и составление списка учебников.

- Составление отчета по учебникам (инвентаризация фонда учебников).

- Диагностика обеспеченности уч-ся школы учебниками. Учебниками обеспечить всех учащихся. Учебники занести на формуляры учащимся.

 

3. Оформление подписки на первое и второе полугодия.

 

4.Прием, доставка, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений книг и учебников:

- оформление накладных

- запись в книгу суммарного учета

- штемпелевание

- оформление картотеки

- занесение в электронный каталог

 

5. Учет библиотечного фонда.

- Выявление, списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых изданий.

 

6.Выдача книг, периодических изданий, учебников пользователям библиотеки.

 

7. Расстановка в фонде книг и учебников.

- Оформление фонда (разделители и пр.)

- Проверка правильности расстановки фонда.

 

8. Работа по сохранности фонда:

- организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности,

- систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий,

- организация работы по мелкому ремонту изданий (с привлечением актива), 

- индивидуальные и по классам беседы по сохранности фонда,

 

9. Прием и выдача учебников

 

 

10. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий

Сентябрь-октябрь

 

 

Сентябрь-ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь, апрель

 

По мере поступления

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь, июнь

 

 

 

Постоянно

 

 

 

Постоянно

 

 

 

 

 

 

Постоянно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь, июнь

 

По мере поступления

 

Для обеспечения учета при работе с фондом вести  следующую документацию:

– книга суммарного учета фонда библиотеки;

– инвентарные книги;

– папка «Акты на списание литературы»;

– папка «Копии накладных»;

– журнал учета учебников;

– читательские формуляры.

 

Справочно-библиографическая работа

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

1

Подбор документов для педагогов  в помощь проведению педсоветов, семинаров и др. методических мероприятий

По запросам читателей

2

Выполнение библиографических справок

По запросам читателей

3

Проведение обзоров новинок для педагогов

По мере поступления

4

Помощь учащимся в подборе материала по теме  урока

По запросам читателей

5

Поддержка общешкольных месячников

В течение года

6

Конкурс «Читатель года»

Сентябрь – май

7

Неделя детской книги

 

 

Работа с читателями

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

Индивидуальная работа

1

Перерегистрация и запись новых читателей

Постоянно

2

Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала школы, родителей

Постоянно

3

Рекомендательные беседы при выдаче книг

Постоянно

4

Беседы с детьми о прочитанном.

Постоянно

5

Оказывать реальную помощь в обеспечении необходимой информацией по разовым запросам, при подготовке к ЕГЭ и творческих работ по учебным программам, при обучении на элективных курсах, факультативах, по профильному обучению.

Постоянно

6

Выставки «Книги юбиляры», «Читаем кино»

Постоянно

7

Выставка одной книги «Это новинка!»

По мере поступления

Работа с учащимися школы

1

Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки

Постоянно

2

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолженников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей.

Один раз в месяц

3

Проведение беседы  с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотечно-информационном центре школьной библиотеки, о культуре чтения книг и журнальной периодики

Постоянно

4

Оформление и периодическое обновление стенда «Знаменательные даты», «Это интересно»

Постоянно

5

Подготовка рекомендаций для читателей – школьников в соответствии с возрастными категориями

Постоянно

Профессиональное развитие библиотекаря

1

Самообразование:

  • чтение публикаций в журнале «Библиотека школы»;
  • чтение и анализ статей в газете «Северянка».

Постоянно

2

Изучение и использование опыта работы других библиотекарей:

  • посещение семинаров;
  • присутствие на открытых мероприятиях;
  • индивидуальные консультации.

Постоянно

Библиотечные часы – учащимся школы

1

Начальное звено

Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке.

 

Сентябрь – май

Правила и умения обращаться с книгой (1 класс)

Роль и назначение библиотеки. (2 класс)

Структура книги. Кто и как создаёт книги. Газеты и журналы для детей. (2-3 классы)

Выбор книг в библиотеке. (3 класс)

Твои первые энциклопедии, словари, справочники.    (4 класс)

История книги. (4 класс)

2

Среднее звено и старшее звено

Сентябрь – май

Как построена книга. (5 класс)

Искусство книги. (5 класс)

Выбор книг. Справочная литература. Энциклопедии. Словари. Справочники (6 класс)

Понятие «библиография», её назначение.  (7 класс)

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (7-8 класс)

Художественная литература для старших подростков.(8-9 класс)

Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. (10-11 класс)

 

Массовая работа.

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

1

Выставки к юбилейным датам отечественных писателей

В течение года

2

Выставки к юбилейным датам зарубежных писателей

В течение года

3

Выставка к знаменательным датам

- 9 сентября – Международный день памяти жертв фашизма

- 5 октября – Международный день учителя

- 24 октября – Международный день школьных библиотек

- 13 ноября  – Всемирный день доброты

- 26 ноября – День матери

-1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом

-12 декабря – День конституции

-27 января – Международный день памяти жертв Холокоста

-14 февраля – Международный день дарения книги

- 23 февраля – День защитника отечества

- 8 марта – Международный женский день

- 2 апреля – Международный день детской книги

- 9 мая – День Победы советского народа в Вов 1941-1945гг.

- 15 мая – Международный день семьи

- 18 мая –Международный день музеев                        

В течение года

4

Выставка новой книги «Это новинка»

По мере поступления

 

В течение учебного года в план могут вноситься изменения и дополнения, в связи с переносом даты, времени или проведением незапланированных ранее мероприятий.

В 2017/18 уч.году команда нашей школы участвовала в сетевом проекте "Замечательные люди рядом":

  • оформлена вики-страница команды;
  • каждый участник команды (школьник) дал ответ на входной опрос;
  • разработана и опубликована кластерная карта "Замечательные люди";
  • выставлена информация о даниловском художнике А. Зотикове.
  • Более подробно с материалами проекта можно ознакомиться по ссылке http://wiki.iro.yar.ru/index.php/Сетевой_проект_про_замечательных_людей

 

В октябре 2018г. библиотека принимала участие в Межрегиональной интернет-акции «Читаем с ЛитРес». Организатором акции выступил информационно-библиотечный центр "Костромского областного института развития образования"

Ребятам нужно было подготовить рекламу книги, взятой в электронной библиотеке «ЛитРес».  Приняли участие 16 субъектов РФ. Было прислано 116 работ учащихся. Наиболее рекламируемые произведения:  «Маленький принц» А. Экзюпери, «Алёнушкины сказки» Д. М.-Сибиряка, «Рассказы для детей» Л.Н. Толстого, «Уличный кот по имени Боб» Джеймса Боуэна.

В нашей школе рекламу книги подготовили ученики  6 «А» класса: Воронина Варвара, Яковлева Дарья, Боровской Михаил. Варя и Даша получили дипломы за подготовку рекламы книги.

 

С 22 октября 2018 года по 22 апреля 2019 года команда 6 "А" класса "PRO-Читайка" (руководитель: Нечаева И.В.) в составе: Белоусов Андрей, Боровской Михаил, Воронина Варвара, Комягин Даниил, Коста Полина, Яковлева Дарья, участвовали в проекте "Книгочарт – 2019".

Цели проекта: 

Познакомиться с современной детской литературой, сформировать рекомендательный список для включения его в программу внеклассного чтения.

Выступить с инициативой публикации этих произведений в «ЛитРес:Школа».

В течение проекта ребята читали книги из предложенного списка. После прочтения голосовали за 10 понравившихся произведений. Выполняли творческие задания: писали отзывы на произведения, которые вошли в «Великолепную 10!»; составляли «Письмо другу» на одну книгу, которую хотели бы посоветовать прочитать; писали продолжение (фанфик) книги, которая заняла первое место; написали коллективное ОБРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В ЛИТРЕС! Акция «Добавьте книгу в электронную библиотеку!».

Все ребята получили Сертификаты участников проекта. 

22 апреля 2019г. в ИРО г. Ярославля состоялась конференция по итогам проекта и творческая встреча в формате видеоконференции с писательницей Ниной Дашевской.

В результате работы над проектом был составлен список литературы современных авторов для детей и подростков.